Относительная оценка опирается на теорию о том, что в целом схожие компании будут давать схожие результаты. Это может быть немного упрощенно, но в дисциплине, которая включает в себя множество предположений и оценок, относительная оценка популярна среди аналитиков, поскольку она предоставляет способ получить правдоподобную, быструю и простую оценку стоимости бизнеса. Фактические расчеты просты и понятны; трудность заключается в определении сопоставимых компаний.
Основные критерии, которые следует учитывать:- Отрасль
- Размер
- Структура капитала
- Географическое положение
- Темп роста
Отрасль: Ссылаясь на ваш основной источник дохода, определите соответствующую отрасль, к которой принадлежит компания, и ищите примеры в этом классе отрасли.
Размер: Связь между размером и прибылью не является строго линейной. Компания с вдвое большей базой активов не обязательно получит вдвое больше прибыли. Могут существовать экономии от масштаба и преимущества ограниченного доступа из-за ее размера. Крупные компании будут иметь доступ к оптовым скидкам и выгодным условиям ведения бизнеса, недоступным для более мелких компаний в той же отрасли. Поэтому вам следует искать компании схожего размера.
Структура капитала: Компания, которая в значительной степени полагается на долг, подвергает своих акционеров большему риску. Это связано с тем, что держатели долга всегда должны быть удовлетворены раньше держателей собственного капитала — например, в случае банкротства. Кроме того, компании с высоким уровнем заемных средств должны будут поддерживать здоровый коэффициент покрытия процентов, чтобы сохранить свою кредитоспособность. Вам следует искать компании с похожим соотношением долга к собственному капиталу.
Географическое положение: Это очень важно, так как местоположение может оказать значительное влияние на деятельность компании. Экономический климат, налоги, тарифы и другое соответствующее законодательство могут различаться, и это может оказать существенное влияние на итоговую прибыль. Вам следует искать компании в том же географическом положении.
Темп роста: Компания, которая быстро растет, будет более привлекательной для потенциальных инвесторов, чем компания с более медленным темпом роста. Поэтому вам следует искать компании с похожим темпом роста. Будет невозможно найти компании, отвечающие всем этим критериям, и поэтому вам придется использовать собственное суждение, чтобы выбрать те, которые наиболее похожи на компанию, которую вы моделируете. Как только вы определите четыре или пять компаний, вам нужно будет получить ряд мультипликаторов, которые будут использоваться в вашей сравнительной оценке.
Наиболее распространенные мультипликаторы, используемые для этой цели:- EV/Sales — Стоимость предприятия к Продажам
- EV/EBITDA — Стоимость предприятия к EBITDA
- P/E — Коэффициент Цена/Прибыль
Идея заключается в том, что схожие компании будут иметь схожие мультипликаторы. Так, если EV/Sales=K для компании А, то тот же мультипликатор для схожей компании, компании Б, также будет = K.
Возьмем компанию А:EV / Sales = K
Перенеся Sales в правую часть, чтобы выделить EV, мы получим:EV = K × Sales
Таким образом, как только у нас будут Продажи для компании Б, мы сможем рассчитать EV, приняв тот же мультипликатор K от компании А.
На практике мультипликаторы для четырех или пяти схожих компаний, которые вы определите, никогда не будут точно одинаковыми, поэтому вы возьмете среднее (арифметическое) или медианное значение в качестве общего мультипликатора K.